Эйфелева башня - "уцелевший" символ Парижа

Эйфелева башня - "уцелевший" символ Парижа
17 фото
Эйфелева башня - "уцелевший" символ Парижа
Большинству из нас, при слове Париж, первое, что приходит в голову – это Эйфелева башня. Безусловно, именно она является визитной карточкой французской столицы и, пожалуй, самым узнаваемым архитектурным сооружением в мире.

Интересным моментом является тот факт, что будущий символ Парижа, который служил входной аркой Всемирной выставки 1889 года, планировалось снести спустя 20 лет. От «неминуемой гибели» башню спасли установленные на ней радиоантенны, так как это была эпоха внедрения радио, а также повышенный интерес со стороны жителей и гостей города.

Предыстория

31 марта 1889 года во Франции открывалась Всемирная парижская выставка, посвященная важнейшему событию в истории страны — столетнему юбилею французской революции. Для французов это была весьма значимая дата, поэтому проведение сего мероприятия должно было отмечаться с особой помпезностью.

О планах устроения и проведения выставки было объявлено за 5 лет до установленной даты, и многие известные архитекторы, скульпторы и инженеры стали подготавливать проекты по возведению павильонов и сооружений, с расчетом на то, что именно их проект будет одобрен и они получат выгодный госзаказ.

1 мая 1886 года состоялся общенациональный конкурс проектов, на котором было представлено 107 работ, большинство из которых было посвящено главному символу выставки. Естественно, не обошлось и без эксцентричных предложений, одним из которых стал проект, предлагающий в качестве такого символа монумент гигантской гильотины, олицетворяющий «достижения революции».

Среди представленных работ выделялся проект Густава Эйфеля, который в конце концов и был выбран как лучший, общим решением комитета. Вообще, идея башни принадлежала отнюдь не Гюставу Эйфелю, а двум его сотрудникам — Морису Кёхлену и Эмилю Нугье, но их проект был далек от идеала в техническом плане. Кроме того, согласно предъявляемым требованиям, архитектура башни должна была быть более изящной, и поэтому доработка проекта была поручена архитектору Стефану Совестру, который и сумел придать сооружению более художественный вид.

Тем не менее, в январе 1887 г. Гюстав Эйфель, государство и муниципалитет Парижа подписывают договор, в котором говорится, что Эйфелю предоставляется в личное пользование эксплуатационная аренда башни сроком на 25 лет. Кроме того, гениальному архитектору предусматривалась выплата денежной субсидии в размере 1,5 млн золотых франков, что составляло 25 % всех расходов на строительство. Чтобы набрать нужную сумму 31 декабря 1888 г. было создано акционерное общество с уставным фондом 5 млн. франков. Половина от недостающих денег была внесена тремя банками, а вторая половина — это личные средства самого Гюстава Эйфеля. Общий бюджет строительства составил в итоге 7,8 млн франков.

Строительство башни

Строительство башни началось 28 января 1887 года. Имея хороший опыт в строительстве мостов, Эйфель установил кессоны, в которые под давлением шла закачка воздуха. Это предотвращало просачивание воды под опоры башни при заливке фундамента, не смотря на то, что работы шли в непосредственной близости к Сене.

На строительство башни ушло двенадцать тысяч металлических элементов, которые были соединены с помощью 2,5 млн. заклепок. Причем, для сокращения времени монтажа две трети заклепок устанавливались на деталях непосредственно на заводе — изготовителе. Установку всех сборных элементов облегчало то, что их вес не превышал 3 — х тонн. На первоначальном этапе строительства башни их поднимали с помощью обычных кранов, позже — на специально сконструированных подвижных кранах, перемещающимся при помощи гидравлических двигателей по рельсам.

Применение современных, на тот момент, технологий строительства, а также слаженная организация труда всего лишь 300 рабочих, позволили закончить объект через два года после начала строительства — 31 марта 1989 года башня была открыта.
Эйфель оказался не только прекрасным инженером, но и гениальным технологом и организатором, доказательством чему служит тот факт, что за время строительства не произошло ни одного смертельного случая.

Особенности конструкции

Изначально, высота Эйфелевой башни над уровнем земли составляла тогда 300,65 м., но позже, после установки передающей антенны, высота ее возросла до 324 метров (на 2000 год). В течение 40 лет башня прочно удерживала позиции, как самое высокое сооружение в мире, почти в два раза превышая «рост» Кёльнского (156 м) и Ульмского (161 м) соборов. Сама металлическая конструкция стальной громадины весит 7 300 т., а ее общий вес, в купе с фундаментом и установленным лифтовым оборудованием составляет 10 100 т.
Башня состоит из 3 этажей, самый нижний из которых имеет основание в виде квадрата со стороной в 129,2 м. На нем расположены залы ресторана и смотровая площадка. На втором этаже также имеются ресторан со смотровой площадкой, и резервуары с машинным маслом, которое было необходимо для работы подъемного механизма лифта. Это значительно позже гидравлический привод был заменен на электрический. На самом верхнем ярусе нашлось место для астрономической и физической лабораторий, а также кабинета самого Эйфеля, который таким жестом решил доказать прочность своей конструкции.

Вообще, если говорить об устойчивости Эйфелевой башни, то ее конструкция устроена так, что даже в самую сильную бурю, которая возможна в этом регионе, её верхушка отклоняется всего лишь на 12 см. Подобной характеристики удалось достигнуть благодаря искривлению несущих колонн, имеющих вогнутую форму.

Но не только ветра боялся Эйфель — неравномерный нагрев башни летом мог также привести к деформации. Но и здесь гениальная инженерная мысль нашла выход и, даже в рекордную жару было зафиксировано всего лишь 18-сантиметровое отклонение передающей антенны. Угроза проседания фундамента также была устранена и сведена к такому минимуму, что давление башни на опору составила 4 кГ/см2. Именно такую же нагрузку испытывают ножки стула на котором сидит человек.

В восточной и западной опорах были установлены два лифта фирмы Fives-Lill, которые и осуществляли подъем на башню при помощи гидропривода. Уникальность этих лифтов состоит в том, что они перемещались по изогнутой траектории башни по проложенным специально для этого рельсам. Для того времени это было весьма значимым изобретением. Действуют лифты и до сих пор, правда, приводиться в движение электромоторами они стали лишь 25 лет назад.

Второй и третий этажи башни соединял состоявший из двух взаимоуравновешенных кабин двухуровневый вертикальный лифт, конструкцию которого разработал инженер Эду. Правда поднимать он мог до отметки 175 м, после чего пассажирам приходилось пересаживаться в другую кабину. Кроме того лифт не мог работать зимой, поэтому его вскоре заменили четырехкабинным лифтом фирмы Otis, работающим от электрического привода. Этот лифт уже мог обеспечивать беспересадочное сообщение между этажами.

Кроме лифтов, на башню можно подняться и по лестнице, состоящей из 1792 ступеней. Именно такой способ подъема и продемонстрировали 31 марта 1889 года несколько чиновников из парижского муниципалитета.

Итог работы

За все время работы выставки, Эйфелеву башню посетили 2 млн. человек, но даже после закрытия экспозиции интерес к ней не угас, а скорее возрос. Желающих посетить самую высокую точку мира оказалось так много, что в период с апреля по январь следующего года продажа входных билетов покрыла две трети расходов на строительство. Кстати, и в наши дни башня является одним из самых посещаемых исторических памятников Европы, который совсем недавно посетил 200 – миллионный экскурсант.

Естественно, что такая мировая популярность башни сослужила хорошую службу. Поддерживать ее «рабочее» состояние взялась компания «Societe Nouvelle d’exploitation de la Tour Eiffel», которая придумывает самые различные способы ее использования в рекламных акциях. Сейчас башня увешана почти сотней тысяч иллюминационных ламп. Кроме того, каждые 7 лет на защиту от коррозии металлических элементов ее конструкции, тратится 57 тонн специальной краски! Но, все эти затраты безусловно стоят того…

17 изображений

Статьи из той же категории